Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < История колледжа < Архивные материалы


АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
подготовленные к 80-летию (1975) и 90-летию (1985) Музыкального училища имени Гнесиных

Уважаемые посетители!
Мы ведем работу по уточнению приведенных в архивном тексте
фамилий, дат и другой исторической информации.
Если Вы уверены, что в тексте имеются фактические ошибки,
просим сообщить о них вебмастеру


ФОРТЕПИАННЫЙ ОТДЕЛ

История фортепианного отдела училища начинается с того далекого дня 1895 года, когда в тихом Гагаринском переулке старой Москвы на скромном одноэтажном домике, где жили Гнесины, появилась вывеска: «Музыкальное училище для детей и взрослых Е. и М. Гнесиных».

Под буквами Е. и М. подразумевались имена трех старших сестер Гнесиных — Евгении, Елены и Марии. Все они были пианистками и к этому времени успешно окончили Московскую консерваторию.

План создать школу на единых принципах преподавания, с серьезным профессиональным подходом к обучению учащихся созрел давно, логично вытекал из возможностей талантливой семьи и был поддержан учителями Гнесиных — профессорами консерватории.

Немаловажной целью Гнесины считали задачу профессиональной подготовки к консерватории, а также выявления способностей молодежи.

Первая ученица пришла во вновь открытую школу 15 февраля 1895 года.

В 1901 году состоялся первый выпуск — 2 ученицы, одна из них — младшая сестра Гнесиных — Ольга, сразу же после окончания примкнувшая к работе в училище.

Поначалу четкого разделения на школу и училище не было, да и не могло быть.

Состав учащихся был небольшой. Все предметы (специальность, сольфеджио, хоровой класс) сестры вели сами, разрабатывая методику преподавания, критик Кашкин Н.Д.предрекал: «сначала у вас будет 5 учеников, потом 10, а потом 100». Действительно — энтузиазм, любовь к делу, самоотверженность, талант педагогов — не остались незамеченными.

Год от года отдел развивался, ширился, выпуски становились все обширнее, 2-й выпуск 1902 года — 9 человек, к 1910 году окончивших пианистов было уже 36 человек.

К работе в своей школе Гнесины привлекали друзей музыкантов — Р.М. Глиэра, А.Т. Гречанинова, Е.А. Бекман-Щербину, Е.Ф. Колобову и др. школа начинает занимать достойное место среди учебных заведений, пользуется авторитетом среди интеллигенции. А.Н. Скрябин доверяет Е.Ф. Гнесиной обучение своих детей. В конце 90-х годов в течение 2-х лет в классе М.Ф. Гнесиной училась младшая сестра В.И. Ленина М.И. Ульянова.

Ежегодные отчетные концерты училища, проводимые в малом зале консерватории часто привлекали внимание музыкантов Москвы. Слушателями их бывали С. Рахманинов, А. Скрябин, отмечавшие отличную профессиональную подготовку выступавших пианистов.

Из учившихся и окончивших училище Гнесиных этого периода нужно отметить талантливейшего пианиста Н.А. Орлова и композитора Д.С. Зернова.

Семью Гнесиных отличали прогрессивные демократические взгляды. Так, например, наиболее одаренных детей малоимущих родителей в школе обучали бесплатно.

Принципиально новые, широкие перспективы развитию музыкального образования дала октябрьская революция. Правильно оценив историческое значение великого октября, семья Гнесиных в числе передовой интеллигенции приветствует ее. Училище передается государству. С этого времени наблюдается бурный расцвет учебного заведения Гнесиных. Наряду с открытием новых специальностей фортепианный отдел продолжает оставаться самым многочисленным и ведущим отделом. К этому времени относится и четкое разделение на школу и училище. Расширяется и круг педагогов. Многие, окончившие училище, остаются работать в нем.

В 1921 году училище по классу Е.Ф. Гнесиной окончил Лев Николаевич Оборин. Несколько позднее выпускниками фортепианного отдела стали К.П. Виноградов, Е.А. Акулов, А.Д. Алексеев, А. Николаев, Б.М. Берлин, В. Подольская, В.Я. Шубина, М.В. Мильман, А.Л. Иохелес, А.К. Клумов, А.А. Чичкин, Ю.В. Муромцев, А.И. Татулян и др.

После 1925 года, когда произошло структурное разделение училища на школу и техникум (как тогда оно называлось), фортепианный отдел особенно разрастается. На отделе кроме Ел.Ф. и Ев.Ф. Гнесиных работают педагоги Е.С. Вартазарьянц, С.П. Дементьева, Е.Ф. Колобова, В.В. Листова, А.А. Чичкин, К.Р. Ейгес, А.С. Яццо. Заведует отделом в 30-х и 40-х годах прекрасный музыкант Е.С. Вартазарьянц.

Еще в 20-е годы Е.Ф. Гнесина вводит в курс обучения пианиста методику преподавания фортепианной игры — впервые в практике средних средних учебных заведений.

Также впервые в конце 30-х годов в училище имени Гнесиных был открыт концертмейстерский класс фортепианного отдела. Возглавила его Т.Н. Трофимова. Председателями выпускных экзаменов пианистов бывали профессора А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз.

К.Н. Игумнов отмечал тогда, что училище «И впредь будет иметь притягательную силу для молодежи, стремящуюся получить основательные музыкальные знания».

В годы великой отечественной войны фортепианный отдел, как и все училище, продолжал работать. Педагоги и ученики трудились на оборонных работах, обслуживали госпитали, шили рукавицы, выступали по радио. Среди энтузиастов педагоги: В.В. Листова, Е.Ф. Колобова, М.В. Юдина, концертмейстеры: Н. Чубукова — Михайловская, В. Шубина, учащиеся: И. Звигунова, Т. Прохорова, Е.Орлова, Л. Негретова и др.

За годы войны училище выпустило 85 человек, большинство из них (около 40 человек) были пианисты. Cреди выпускников училища: Б. Чайковский, Р. Здобнов, Г. Кащеева, Е. Орлова, Т. Зайцева, П. Добанов, И. Звигунова. Именно выпускники училища в основном составили прием фортепианного факультета института имени Гнесиных открытого в 1944 году.

В послевоенные годы фортепианный отдел продолжает расширятся, его руководителем становится Татулин А.Г., Лауреат I-го Всесоюзного конкурса, талантливый пианист и педагог. На отделе трудятся известные педагоги Москвы: А.Д.Алексеев, Б.М. Берлин, М.А. Гурвич, Т.Д. Гутман, Е.Ф. и О.Ф Гнесины, Е.С. Канторович, В.В. Листова, Е.И. Николаева, С.С. Никифорова, Н.В. Отто, В.Ю. Тиличеев., М.Э. Фейгин, В.Р. Шор, А.Н. Юровский, Т.Н. Трофимова, Л.Я. Эльперин.

В 40-х годах в училище учатся Е. Светланов, (класс М.А. Гурвич), Г. Рождественский (класс Е.Ф. Гнесиной), А. Эшпай (класс В.В. Листовой).

В 50-х годах кадры педагогов пианистов пополняются молодежью, выпускниками училища и института имени Гнесиных. Так приходят работать Е. Кудрявцева, Е. Либерман, И Наумова, И. Савина, Н. Сахарова.



Педагог Чекмазов А.М.
в классе

Заслуженный работник культуры РСФСР
 Кудрявцева Е.И.

Педагог отдела  Савина И.И.

С 1957 года по 1963 год заведование отделом поручено С.С. Никифоровой. С 1963 года по настоящее время заведует отделом Р.А. Диева (ныне заслуженный работник культуры РСФСР).

В 50-х годах начинают работать педагоги К.И. Арзаманова, доцент А.А. Егоров, Н.А. Мутли, М.С. Москаленко, А.М. Чекмазов, Е. Б. Щербакова, А.Позднеев, В.Л. Габриэлов, А.Ф. Хитрук, А.Д. Басилов.



Педагог Темченко И.Е.
в классе

Арзаманова К.И.

Расширяется концертмейстерский класс и класс камерного ансамбля. Наряду со старейшими педагогами Т.Н. Трофимовой, Р.И. Мив, Т.Н. Соловьевой. В 1961 году приходят молодые силы — Л.А. Алексеева, И. Горкина, Е. Страннолюбская. Несколькими годами позднее: И. Звигунова, Н. Михайловская, В. Демченко, И. Трахман, В. Стржижовская Н. Козлова, Н. Пригожина, И.Кротов, Р. Иванова.

В 1962 году заведовать концертмейстерским классом назначается выпускница школы, училища и института имени Гнесиных Л.Н. Алексеева (ныне работник культуры РСФСР).

В классе камерного ансамбля многие годы преподавали замечательные музыканты, такие как Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Михаил Давыдович Готлиб и Заслуженный работник культуры РСФСР Лев Яковлевич Эльперин. Последние годы класс камерного ансамбля возглавляет Т.П. Садовская. А ее коллектив составляют педагоги: Аксянцева Н.М., Гендлер Э.С., Теленчак М.Н., Черняховская С.И.


Басилов А.Д.

Огринчук Л.А.

Выпускники 50-60-х годов во многом пополнили педагогический состав фортепианного отдела. В настоящее время работают бывшие питомцы: Алексеева Л., Бочкарев В., Демченко В., Москаленко М., Натарова Т., Петрова Е., Темченко И., Страннолюбская Е., Хитрук А., Чекмазов А., Щербакова Е.



В классе Заслуженного работника,
культуры РСФСР, председателя,
предметно-цикловой комиссии
Диевой Р.А.

В классе Заслуженного учителя
РСФСР Наумовой И.И.

Педагог отдела Н.А. Мутли

Некоторые трудятся в училище в качестве концертмейстеров.

В 70-х годах по классу заслуженного учителя РСФСР И.И. Наумовой блестяще окончил училище Владимир Виардо, лауреат международных конкурсов.



В классе Хитрука А.Ф.

На уроке концертмейстерского класса
педагога Звигуновой И.И.

Наумова И.И. и Виардо В.

В самые последние годы бывшие воспитанники училища снова порадовали своих учителей блестящей победой на конкурсах. Так лауреатом 1-й премии Всероссийского конкурса стал бывший воспитанник училища Сокол Александр, а в 1983 году I премия Всесоюзного конкурса имени Рахманинова была присуждена Щербакову Константину. Оба учились в классе И.И.Наумовой. В этом же году на конкурсе имени Жака Тибо стал лауреатом ученик педагога Савиной И.И.Фоменко Александр.

Фортепианный отдел гордится своими выпускниками и будет продолжать славные традиции гнесинской фортепианной школы.



СТРУННЫЙ ОТДЕЛ

Струнный отдел является одним из старейших в училище, он был основан в 1901 году, вслед за фортепианными классами, возглавляемыми Еленой Фабиановной Гнесиной. Первым педагогом отдела по классу скрипки, с которого начался струнный отдел, была также представительница уникальной семьи Гнесиных — Елизавета Фабиановна Гнесина — Витачек. Впоследствии в училище были открыты классы альта, виолончели, контрабаса и арфы.

С самого начала работы училище было обеспечено высокопрофессиональными педагогическими кадрами, продолжавшими лучшие традиции русской музыкальной культуры, среди старейших педагогов училища — профессора Козолупов С.М., Кровецкий Ю.М., Власов А.К., Георгиан А.Я., Эрдели К.А., доценты Марьясин Л.Т., Родионов К.К.

И в дальнейшем преемственность педагогических традиций. Воспитанники училища становились его педагогами. Старейшими преподавателями училища являются ученики профессора Юровецкого Ю.М., — Цыпин И.М., закончивший училище в 1980 году и Башмаков В.Н., выпускник 1937 года.



Профессор Юровецкий Ю.М.

Профессор Власов А.К.

В 1936 году окончил училище по классу Е.Ф. Гнесиной — Витачек заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ознобищев К.В., преподававший в училище и институте имени Гнесиных.

Среди педагогов старшего поколения, со значительным гнесинским стажем работы следует назвать заслуженных работников культуры РСФСР Микитянского С.М., Кулакова С.М., (класс скрипки), Бендицкого А.С. (класс виолончели).

На протяжении многих лет класс альта вел народный артист Армянской ССР профессор Талалян Г.С.

В училище педагогической деятельностью занимались такие педагоги как народный артист РСФСР профессор Фихтенгольц М.И., Гарлицкий М.А.

Большие успехи выпускников класса арфы связаны с деятельностью Рубина М.А.

Струнный отдел с начала его основания возглавляли Е.Ф. Гнесина — Витачек, Кубанский В.Л., Башмаков В.Н., Бендицкий А.С., Кунаков С.М.

С 1931 года за дирижерским пультом симфонического оркестра училища стояли М.Ипполитов — Иванов, Г. Гамбург, Ю. Муромцев, Ю. Юровицкий, А. Иванов — Радкевич, В. Дегтяренко, Г. Талалян, М. Тэриан.



На юбилейном концерте. Дирижер — Народный артист Армянской ССР Талалян Г.

Педагогами класса квартета были профессора Георгиан А.А., Кубацкий В.Л., Талалян Г.С., в настоящее время класс квартета возглавляет народный артист Армянской ССР профессор Давидян Р.Р.

Бессменным руководителем ансамбля виолончелистов является Бендицкий А.С.

Педагогические традиции гнесинцев продолжают педагоги среднего поколения, выпускники училища — Стоклицкая Е.Ю., закончившая с отличием училище по двум отделам: струнному (класс альта профессора Талаляна Г.С.) и теоретико-композиторскому, лауреат международного конкурса Михно А.В. (класс профессора Хоменко В.В.), Фрумин Н.С. — класс скрипки заслуженного работника культуры РСФСР Кунакова С.М.



Педагоги отдела с учащимися

В коллектив гнесинцев органично влились педагоги — выпускники Московской и других консерваторий и института имени Гнесиных. Среди них педагоги по классу скрипки: Репчанская Т.А., Лауреаты Международных конкурсов Вилькомирская О.А., Русин М.И., педагог по классу альта Вернигора Л.Г., педагоги по классу виолончели Моисеев А.В., Лауреат Международного конкурса Григорян Д.Л., Дмитриева Л.В., Зубарева Г.И.

Класс арфы ведет Заслуженная артистка РСФСР, Лауреат Международных конкурсов Москвитина Э.А.

Секцию контрабаса возглавляет Михно А.В. Квартетный класс и педагогическую практику ведет Филатова Т.П.

На отделе работают опытные концертмейстеры с большим стажем работы, такие как Гончаренко Т.Г., Коновалова Т.И., Воскресенская Т.И. и Головатая Ж.Ю.

Пять педагогов отдела являются отличниками Министерства культуры СССР — Бендицкий А.С., Григорян Д.П., Кунаков С.М. , Микитянский С.М., Стоклицкая Е.Ю.



Классный вечер пед. Стоклицкой Е.Ю.
Выступает ансамбль класса вместе с педагогом.

На струнном отделе ведется большая методическая работа. Кунаков С.М. и Микитянский С.М. являются членами методического совета Министерства культуры СССР. Микитянский С.М. является также организатором и председателем методического совета училища.

Весь коллектив отдела неоднократно участвовал в составлении программы по специальности для музыкальных училищ страны. Педагоги Бендицкий А.С. и Стоклицкая Е.Ю. являются составителями и редакторами сборников педагогического репертуара для музыкальных училищ. Стоклицкая Е.Ю. — Автор книги «Борисовский педагог» (Изд-во «Музыка», 1983 г.)



Заслуженный работник культуры РСФСР, председатель
предметно-цикловой комиссии Кунаков С.М.
Югославия, 1976 г. На семинаре скрипачей

Все педагоги отдела оказывают методическую помощь педагогам музыкальных школ, систематически проводят консультации. Кунаков С.М. регулярно выступает с докладами перед педагогами музыкальных школ Москвы. Микитянский С.М. является организатором единственного в стране семинара по современной педагогике, который проходит в училище еженедельно по курсу методики. На семинаре делятся своим опытом лучшие педагоги школ Москвы.

В училище постоянно проводятся классные вечера — отчеты о работе педагогов в классе по специальности.



На занятиях в классе по виолончели
Заслуженного работника культуры РСФСР Бендицкого А.С.

Педагоги отдела делятся своим опытом с коллегами из других стран. Бендицкий А.С. и Микитянский С.М. работали в Китайской Народной Республике; Кунаков С.М., Башмаков В.Н. и Моисеев А.В. в Монголии. Кунаков С.М. многократно проводил семинары в Югославии и Венгрии.

Выпускники отдела занимают почетные места в лучших оркестрах страны, преподают в Вузах, училищах и музыкальных школах. Среди педагогов Вузов назовем Лауреата Международных конкурсов профессора Новосибирской консерватории Брона З.Н. и заведующего струнной кафедрой Минской консерватории В.Веденина.



Цыпин И.М.

На концерте.
Концертмейстер Гончаренко Т.Г.

Наши лучшие ученики — лауреаты всесоюзных и международных конкурсов. Первый из них — лауреат всесоюзного конкурса Амитон А.Н., выпускник 1930 года по классу профессора Юровецкого Ю.М. Лауреатами международных конкурсов являются В.Трушин, Ю. Юров (ученики профессора Г.С. Талаляна), А. Готгельф (класс педагога Бендицкого А.С.), А. Михно (класс профессора В.В. Хоменко).



Педагог Фрумин Н.С. на уроке

Среди выпускников отдела есть ведущие скрипичные мастера нашей страны, такие как А. Крылов и Ю. Почекин — Лауреаты международных конкурсов. Мы можем гордиться тем, что если с 1917 года по 1930 год училище выпустило за оркестрантов и духовиков, то к 1983году струнное отделение закончило 1294 человека.



ВОКАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Вокальный отдел Государственного музыкального училища имени Гнесиных имеет славную историю и значительные достижения в области подготовки молодых талантливых певцов. В 1925 году состоялся первый выпуск вокального класса и этот год мы считаем годом рождения вокального отдела. В первые годы на отделе работали такие известные ВТО время педагоги, как В.Ф. Туровская, О.Ф. Славинская-Федоровская, Е.Ф. Вертелева (первая заведующая вокальным отделом), А.К. Аскоченский, В.М. Беляева-Тарасевич, К.Н. Дорлиак (камерное пение), Н.А. Вербова (заведующая отделом с 1932 года), В.Н. Мордвинов, Л.Е. Ефимова, Р.С. Саянов, концертмейстеры Б.С. Виленкина, В.Я. Шубина, Е.Д. Стернина, а также Ю.В. Муромцев, который вел класс вокального ансамбля и оперный класс, заслуженный артист РСФСР В.Л. Нардов (оперный класс). Позднее к работе на вокальном отделе были привлечены В.В. Люце, А.М. Минеев (солист ГАБТа), М.А. Алексина, П.П. Дьячкова, М.Л. Львов, П.А. Тронина, (впоследствии заведующая вокальным отделом), Г.Г. Аден (выпускник училища, впоследствии профессор) и другие педагоги.



Оперный класс училища. Группа участников спектакля «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского.
Середина 1930-х годов.


На уроке Н.А. Вербовой

Профессор Г.Г. Аден

20-30-е годы были годами становления и развития вокального отдела, расширения и укрепления ученического и педагогического состава, накопления мастерства и опыта всеми педагогами отдела, велась большая работа по подготовке певческих кадров для ансамблей и хоровых коллективов, для концертных и театральных организаций, учащиеся вокального отдела выступали на академических вечерах и отчетных концертах в училище, участвовали в концертах на подшефных предприятиях.

В начале 30-х годов в училище был создан класс сценической подготовки (оперный класс) под руководством заслуженного артиста республики В.Л. Нардова. Вначале ставились отрывки из различных опер, а затем были целиком подготовлены и поставлены в костюмах и с декорациями, но в фортепианном сопровождении такие оперы, как «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта.

Дирижером этих постановок был выпусник училища К.П. Виноградов, концертмейстером Б.С. Виленкина.

Позднее была поставлена опера Л. Делиба «Так сказал король», которая прошла уже в сопровождении ученического оркестра также под руководством К.П. Виноградова. В дальнейшем дирижерами оперного класса стали выпускники училища по классу Е.Ф. Гнесиной Ю.В. Муромцев и Е.Б. Сенкевич, а режиссером М.И. Степанова. Поздравляя вокальный отдел в день 70-летия училища Е.Ф. Гнесина вспоминала «Не могу забыть наши блестящие постановки опер: «Свадьба фигаро» Моцарта, «Так сказал король» Делиба, «Гюльнары». Мы повторяли эти спектакли в различных клубах и всегда с большим успехом». Работая в оперном классе, учащиеся получили отличную вокально-сценическую подготовку.

В 20-30-е годы училище окончили многие вокалисты, которые впоследствии стали известными исполнителями — солистами филармоний, радиокомитета и музыкальных театров, среди выпускников этих лет можно назвать Л. Глазкову, В. Градову, З. Муратову, Г. Сахарову, Г. Зелюка, Н. Куклину, Н. Верову, Г. Тица, Н. Пенчехина, А. Аникеенко, С. Ценина.

В годы великой отечественной войны вокальный отдел, несмотря на переживаемые трудности, продолжал свою работу. Учащиеся активно участвовали в оборонной работе. Копали противотанковые рвы, работали на заготовке дров, шили теплые варежки для бойцов советской армии и в то же время продолжали учиться, выступая с концертами на фабриках и заводах, в госпиталях для раненых бойцов, выезжая на фронт в составе концертных бригад. Среди таких активных учащихся можно назвать М.П. Александровскую, Г.А. Мальцеву и В.М. Муратову, В.Я. Мухину; они могут рассказать много интересного о том тяжелом и боевом времени. Среди педагогов, способствовавших активной работе вокального отдела в то время можно назвать Е.Б. Сенкевич, которая в 1941 году возглавляла вокальный отдел, О.Ф.Федоровскую, П.П. Дьячкову, режиссера М.И. Степанову, концертмейстеров Т.А. Соловьеву И. В. и В.Я. Шубину.

Послевоенный период в жизни отдела отмечен новым подъемом в подготовке певческих кадров. Этому способствовал приход новых педагогов и создание новых программ и методических рекомендаций. Открылось вечернее отделение. До 1949 года вокальным отделом руководила Н.А. Вербова, которая много сделала для развития отдела. В этот период работают такие крупные мастера вокального искусства, как В.В. Люце, М.А. Алексина, К.А. Апухтина, Г.А. Аден, Е.В. Иванов, Е.Д. Панчехин, К.А. Малькова, В.П. Захаров, концертмейстеры И.И. Звигунова, Т.Н. Соловьева, Л.С. Дробинская, А.М. Гинзбург, Б.С. Виленкина и другие.



70-летие училища. Вручение Секретарём Президиума Верховного Совета РСФСР
тов. Орловым Почетной грамоты с присвоением Почетного звания
«Заслуженный работник культуры РСФСР» Стулову В.Н.

С 1970 года вокальный отдел возглавил воспитанник института имени Гнесиных В.Н. Стулов, ныне старший преподаватель, Заслуженный работник культуры РСФСР. В своей работе он старается продолжить славные традиции прошлых лет и развивать новые. В настоящее время вокальный отдел укомплектован педагогами — воспитанниками музыкального училища и института имени Гнесиных. Это педагоги Александровская М.П., Муратова В.М., Ткачева Р.И., Шляхтова Б.М., Трощинская Е.В., Беляева В.М., Сафонова Г.Л., Урман Л.В., Суханова Л.Ф., Турчинович В.О.

Работают такие мастера вокального искусства, как М.И. Ланда, Н.И. Покровская, а также воспитанник Тбилисской консерватории А.А. Шиканян, выпускница ленинградской консерватории Александрова В.П.



М.И. Ланда, Заслуженная артистка БаССР

Опера К. Молчанова «Зори здесь тихие».
Борисова, Образцова, Кадинская, Калинина

Заведующая отделением, педагог отдела Трощинская Е.В.

Вместе с педагогами на отделе работают, как опытные, так и молодые концертмейстеры Л.С. Дробинская, И.Ф. Кирьян, М.А. Ионина, Т.Л. Русланова, Г.Ф. Федосеева, Н.Н. Белова, А.В. Дашков, Т.П. Полежаева, Л.С. Полонская, М.А. Струлева, О.Г. Семашина.

Развитию педагогического мастерства и поддержанию традиций способствуют открытые уроки педагогов отдела, слушание лекций и докладов педагогов института (Н.А. Вербовой, В.Л., В.Л.Чаплина, Л.Б.Дмитриева, Г.А. Мальцевой). Открытые уроки педагогов института (Г.Г. Адена, Н.Д.Шиллер, Н.Р. Кильчевской, Д.И. Вартамова), создание методических пособий. (Т.Л. Тронина — «О дикции в пении», В.М. Беляева — «Воспитание голосов в народной манере пения», В.Н. Стулов — «О режиме певца» и др.), составление репертуарных списков М.П. Александрова, сборников для различных голосов и для вокальных ансамблей (Б.М. Шляхтер — «Обработка народных песен для вокального квартета» обработка песен советских композиторов для смешанных ансамблей, В.Н.Стулов «Русские песни» для низкого голоса и др.).

Важным разделом работы является класс вокального ансамбля, которым руководит Б.М. Шляхтер, старейший педагог отдела, дающий отличные результаты.



На уроке по культуре речи. Пед. Т.Е. Лукьянченко

Интересная работа идет в классе сценической подготовки (режиссер — педагог Т.Е. Лукьянченко, музыкальный руководитель Л.В. Урман — молодые способные педагоги, энтузиасты своего дела. Ежегодно весной этот класс отчитывается и в своей работе, осуществляя показ оперных отрывков в концертном зале училища имени Гнесиных.

Хоровым классом руководит молодой педагог Е.Н. Вострикова.

Большое значение имеют встречи коллектива с мастерами искусств, на которых учащиеся черпают для себя много интересного и полезного, особенно запомнились встречи с И.И. Петровым, З.Д. Долухановой, А.П. Ивановым, А.П. Огнивцевым, Н.Д. Шиллер.

За послевоенный период вокальный отдел подготовил и выпустил многие десятки певцов, которые успешно работают во всех концах нашей страны в качестве артистов и солистов хоровых коллективов, концертных организаций и музыкальных театров, выпускников вокального отдела можно встретить в Калининграде и на Сахалине, в Новосибирске и Мурманске, Магадане и Сочи, Минске и Хабаровске, Туле и Рязани, Воронеже и Свердловске и т.д.



Группа солистов и артистов Краснознаменного имени Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии — все выпускники Училища, поддерживающие тесные связи со своими педагогами и с вокальным отделом

На занятиях по сольному пению в классе В.Н.Стулова, концертмейстер Т.Н.Русанова

Многие из них добились больших успехов в своем творчестве, удостоены почетных званий и правительственных наград.

Среди окончивших училище — имя выдающейся певицы лауреата ленинской премии, народной артистки РСФСР З.А. Долухановой. Прославленная певица окончила училище еще до великой отечественной войны и до сих пор сохраняет о нем самые теплые воспоминания и поддерживает с вокальным отделом дружеские и творческие связи.



Е.Т. Райков в роли. ГАБТ СССР

Р. Соколова (в белом).
Московский Камерный Музыкальный Театр.

В 1942 году училище окончил Райков Е.Т., который еще до окончания был приглашен стажером в большой театр. Ныне это один из ведущих солистов Большого театра СССР, Лауреат международного конкурса, народный артист СССР, лауреат премии имени Ленинского комсомола.

В Большом театре СССР поют также выпускники училища Заслуженная артистка РСФСР Э.Андреева. Заслуженный артист РСФСР М. Шкапцов.

Среди выпускников училища можно назвать также заслуженных артистов РСФСР Э. Соловьеву (г. Воронеж), Б. Шумилова, Г.Пономарева, Л.Морозова, С. Сермягина, В. Трощинского, В. Сайгушина, Н. Белолипецкого, Т. Благосклонову, Л. Исаеву, Р. Солодову (г. Москва), В. Бирилло (г. Иваново), народную артистку ЧАССР М.Суворову, Лауреатов международных конкурсов Э. Джожжуа, В.Журавлеву, Т. Черкасову (г. Москва), Л. Башту ( Португалия) и многих других. Большой отряд выпускников училища работает в большом театре БССР, уехавших в город Минск сразу после окончания училища имени Гнесиных и добившихся почетного звания ведущих солистов. Назовем лишь некоторых из них: народные артистки БССР Л. Бражник, Л. Алексеева, И. Сорокин, Заслуженные артисты БССР Б. Никольский, В. Генералов, Л. Кельмер.

Ко всему сказанному следует еще добавить то, что большое число наших выпускников работает во всех хоровых коллективах столицы и других городов. Художественные руководители положительно отзываются о качестве подготовки наших выпускников.

Вокальный отдел практикует встречи всего коллектива отдела со своими выпускниками. На этих вечерах выпускники делятся с учащимися и педагогами своими впечатлениями о новой работе. Рассказывают о своих творческих планах, отвечают на вопросы, вспоминают о своей учебе в училище и вносят свои предложения и пожелания по улучшению учебного процесса в училище.

Как видно из всего вышесказанного, вокальный отдел имеет значительные достижения в подготовке кадров молодых специалистов, он продолжает традиции прежних лет. Педагогический коллектив отдела благодарен всем тем, кто стоял у истоков рождения отдела, кто сумел заложить фундамент всей последующей работы. Особенно мы благодарны Елене Фабиановне Гнесиной, которая постоянно с большим вниманием до последних дней своей жизни следила за становлением и развитием вокального отдела, за всей его работой, заботилась о педагогах и учащихся в трудные годы Великой Отечественной войны и после нее, давала дружеские, материнские советы по многим вопросам работы, учебы и быта.



ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ОТДЕЛ

За 38 лет дирижерско-хоровой отдел Государственного музыкального училища имени Гнесиных подготовил около 1000 специалистов, работающих в разных уголках нашей Родины.

С чувством глубокой благодарности мы вспоминаем основателей отдела — Народного артиста СССР, профессора К.Б. Птицу, Народного артиста РСФСР, профессора А.Б. Хазанова, ставших организаторами всей гнесинской дирижерской школы.

К.Б.Птица писал: «Вспоминая годы своей работы в училище и институте имени Гнесиных, я всякий раз думаю, что это было самое счастливое время в моей жизни. Помню поздний осенний вечер 1946 года. …Елена Фабиановна рассказала, что решено открыть дирижерско-хоровой факультет. Она вела переговоры с нашим замечательным учителем Н.М. Данилиным о руководстве новым факультетом, но по причине тяжелой болезни он отказался. На зарождающееся дело были приглашены К.П. Виноградов, С.И. Лаппо, Н.В. Шварц — все отличные хоровики, образованные и молодые музыканты. Теперь дело за главой предприятия. Мне жутковато, но разве можно отказаться!»



Педагоги и учащиеся отдела. 1965 г.

Вскоре на факультете организуется прекрасный хор — хормейстер А.Б. Хозанов, и другой — на отделе под руководством И.В. Шварц. Все чаще стали выступления на вечерах, в Малом зале консерватории, городских площадках.

Преподаватели и выпускники отдела с большой теплотой вспоминают А.Б. Хазанова — Народного артиста РСФСР. «Александр Борисович счастливо сочетает в себекачества, необходимые руководителю, музыканту и воспитателю творческих кадров…» (Из воспоминаний Народного артиста СССР, профессора Туманова).

Среди организаторов отдела — Серафим Иосифович Лаппо, о котором с глубоким уважением и благодарностью вспоминают педагоги и учащиеся. Композитор А.Г. Новиков пишет: « Я имел возможность неоднократно убедиться в его горячей любви к хоровому пению, в педагогическом таланте, в большом музыкально-дирижерском мастерстве и идущей отсюда особой культуре труда, которую он вносил в дирижерское дело». А композитор Ю.А. Шапорин писал: «Я считаю, что дарование Лаппо, общественный характер деятельности и большой опыт ставят его в рады лучших дирижеров хора».



Государственная экзаменационная комиссия. Председатель — профессор Птица К.Б.

На отделе работет значительное количество учеников Веры Алексеевны Благообразовой. Это И.П. Ивакин, С.А. Бородин, В.А. Богдановская, И.Г. Рещикова, Е.И. Белова. Все они отмечают высокий профессиональный уровень занятий Веры Алексеевны, исключительную требовательность, добросовестное серьезное отношение и искусству.



На репетиции. Хормейстер — Калинин В.А.

Доцент ГМПИ имени Гнесиных, кандидат искусствоведения Надежда Вячеславовна Шварц приняла активное участие в организации и становлении отдела. Среди ее учеников — Заслуженные артисты, доценты, преподаватели музыкальных училищ, а также высших учебных заведений страны. Она в курсе всех творческих планов свих учеников.

С 1948 года на отделе работала Заслуженная артистка РСФСР, хормейстер Всесоюзного радиовещания Галина Дмитриевна Рождественская, прекрасный практик, замечательный педагог, воспитавший целую плеяду хормейстеров. Среди них Т. Рахманикова, Сапожникова, Герасимова.



Г.Д. Рождественская,
педагог училища с 1948 по 1964 гг.

Народный артист РСФСР,
Заслуженный деятель искусств
Карельской и Северо-Осетинской АССР,
Лауреат Международного конкурса,
профессор Александр Борисович Хазанов —
один из основателей отдела.

С 1953 года по 1966 год руководителем отдела был Заслуженный работник культуры РСФСР Павел Михайлович Попов. О нем с большой теплотой вспоминают те учащиеся, которые пели в хоре под его руководством, слушали его лекции по методике, занимались в классе по специальности.

В 50-е годы на отделе также работали Т.Н. Жданович, Д.Б. Бехтерев, Н.Н. Добровольская, Е.С. Пронин, М.Н. Ивакин, Л.Н. Виноградова, Н.М. Митюшина, И.Г. Рещикова.

С 1957 года работает Заслуженный работник культуры В.А.Богдановская, подготовившая около 100 молодых специалистов. Среди них симфонические и оперные дирижеры, преподаватели музыкальных училищ, хоровых студий, школ.



Хор училища на фестивале. 1983 г.

С 1966 года отделом руководит Заслуженный работник культуры РФ, старшиц преподаватель Сергей Александрович Бородин. На отделе ведется большая работа по методике преподавания. За последние годы отдел значительно вырос и окреп. Педагоги и учащиеся активно принимают участие в общеучилищных мероприятиях, выступают на концертах в училище и городских площадках.



О дирижерско-хоровом отделе

Педагоги отдела поддерживают связь со своими учениками, которые с большой благодарностью вспоминают годы учебы в училище.


Доцент ГМПИ имени Гнесиных, декан дирижерско-хорового факультета Л.А. Попова говорит: «Добрые и вместе с тем прекрасные профессиональные традиции дома Гнесиных окружали нас и создавали ту особую, неповторимую атмосферу, в которой начинаешь учиться с большим желанием и увлеченностью, наши наставники — педагоги хорового отдела: Надежда Вячеславовна Шварц, Евгений Семенович Пронин, Татьяна Петровна Жданович, Галина Дмитриевна Рождественская, Валентина Аркадьевна Богдановская, Лариса Николаевна Виноградова, Павел Михайлович Попов. …Так, очевидно получилось, что короткие на фоне многих лет жизни четыре года обучения в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных стали главными в выборе жизненного пути».



Группа педагогов училища. 60-е годы.

«В 1957 году я поступила в училище имени Гнесиных. Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов, мой земной поклон и большое спасибо им за терпение, труд, за радость общения с ними, за любовь к искусству, которую они сумели мне привить.». (Г.П. Стулова. Выпускница училища, ныне доцент МГПИ им. В.И. Ленина).


На уроке по дирижированию. Выпускница отдела из Вьетнама Хоан-Диеп (1983 г.)

«За то, что судьба связала меня с народной песней, с бескрайними полями, необъятными просторами нашей могучей Родины, которую всем своим творчеством воспевает хор имени Пятницкого, спасибо Михаилу Николаевичу Ивакину, отдающему тепло своего сердца нам — своим ученикам». (Е. Горячева (Затула) — хормейстер хора имени Пятницкого).


«Мне очень повезло — я учился у людей интересных прекрасных человеческих качеств, и та теплота, которая нас окружала в училище, согревает меня и поныне и дает право с гордостью носить звание гнесинца». (Е.И. Бесов. Педагог училища).



Во время работы с детским хором

«Для многих музыкантов, получивших профессию хормейстера, Е.С. Пронин был первым педагогом по дирижированию. Наш педагог воспитал в нас трудолюбие и чувство ответственности. В этом большая житейская и педагогическая мудрость» (А.Кулагин. Композитор, дирижер).



В классе Заслуженного работника культуры РСФСР, старшего преподавателя предметно-цикловой комиссии Бородина С.А.

Заслуженный работник культуры РСФСР, педагог отдела Кабакчиева А.Н., партгруппорг

«В классе Валентины Аркадьевны Богдановской проходишь особую школу воспитания, тебя учат не только высоким профессиональным качествам музыканта, учат в первую очередь быть человеком». И какие бы мы все не были разные, нас объединяет влюбленность и преданность нашему делу, стремление к честности в жизни и в искусстве». (Г. Малкина, выпускница 1974 года, педагог музыкального училища при консерватории).


«С большой любовью и благодарностью вспоминаю своих первых педагогов в училище имени Гнесиных — Ларису Николаевну Виноградову — человека большой души, тонкой интуиции, прекрасного музыканта, большого друга студентов. Хочется поблагодарить моего педагога по практике Евгению Николаевну Белову, которая отдает много сил, знаний и умений, чтобы научить учащихся работать с детскими хоровыми коллективами». (Е.Н. Бобровникова, выпускница училища 1972 г. Педагог училища).



Заслуженный работник культуры РСФСР Митюшина Н.М., длительное время — заведующая заочным отделением

Педагоги отдела: Н.М. Митюшина, В.А. Богдановская, С.А. Бородин с группой учащихся

Выпускник училища 1964 года, педагог отдела Бесов В.И.



ОТДЕЛ «РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНОГО ХОРА»

В 1971 году в государственном музыкальном училище имени Гнесиных открылось отделение по подготовке руководителей народного хора. С первых же лет организации хор отделения стал одной из самых ярких исполнительских групп училища. Его шефские выступления на предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях Москвы и области вызывают низменный интерес и пользуются успехом у слушателей.

Многие учащиеся отделения, окончив училище, получили высшее образование и в настоящее время возглавляют работу профессиональных и самодеятельных народных хоров республики.



Концерт в Концертном зале им. П.И. Чайковского. 1981 г.


На отделении работают молодые педагоги — выпускники института имени Гнесиных: Горячев В.А., Бобровникова Е.Н., Красовский А.В. Это энтузиасты народного искусства, сочетающие педагогическую работу с творческой в любительских фольклорных коллективах. Руководит отделением со дня его организации, также выпускница Гнесинского института Ирина Александровна Серебренная.

Ежегодно учащиеся отделения выезжают в экспедиции для сбора образцов музыкального фольклора. Многие сотни народных песен были записаны более, чем в пятнадцати областых РСФСР.


Председатель отдела «Руководитель народного хора» Серебренная И.А.

С 1977 года по инициативе и под руководством преподавателя секции музыкальной литературы Т.С. Шенталинской фольклорные экспедиции стали организовываться и на теоретическом отделе. В этих экспедициях участвуют и учащиеся других специальностей, проявившие интерес к народной музыке во время изучения курса народного творчества. Работа в экспедициях приносит большую пользу и в профессиональном, и в нравственном отношении. Гнесинцы, в основном горожане, непосредственно знакомятся с нелегким бытом сельских тружеников, общаются с одаренными людьми — хранителями народной песенной традиции, а главное осознают себя участниками значительного гражданского, патриотического акта — поиска и сохранения от забвения памятников национального народного искусства. Особенностью фольклорных экспедиций училища является обязательная организация бесед — концертов для местных сельских жителей.



На концерте, посвященном советско-румынской дружбе

Наиболее интересные образцы, записанные учащимися, используются затем в учебной работе: демонстрируются в курсе народного творчества, являются материалом занятий по расшифровке, редактированию, аранжировке, используются в репертуаре хора, вокального класса и класса вокального ансамбля. Нередко песни, привезенные из экспедиции, становятся дипломной работой учащихся, например, песни «Ой по Дону-Дону», «Татьянина матушка» Ставропольского края, цикл свадебных песен белгородской области, сцена народного гуляния калужской области, фрагмент лешуконской свадьбы.



На концерте

Интерес молодежи к народному творчеству привел к созданию при творческом кружке теоретического отдела фолькклуба «Хоровод», на заседаниях которого происходит обмен информацией об экспедиционной работе, состоятся встречи с исполнителями, собирателями и исследователями фольклора.



Поёт фольклорный ансамбль села Бобровы Дворы
Белгородской области. 1980 год


В последние годы возникла традиция проведения тематических вечеров интернациональной дружбы «Песни моей Родины», на которых иностранные учащиеся демонстрируют песни, танцы и инструментальную музыку своей страны. Эти вечера способствуют взаимопониманию и укреплению дружеских и творческих контактов молодежи, что необходимо для мира на земле.



«Московский комсомолец»,
6 января 1982 г.

«Заря», орган Талдомского районного комитета
КПСС и районного Совета народных депутатов
Московской области, 2 июля 1983 г.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Пятьдесят лет назад, в 1925 году, в Государственном музыкальном техникуме им. Гнесиных было открыто новое для того времени Теоретическое отделение.

Если представить, что во многих консерваториях мира такого отделения не существует, то легко понять, что открытие теоретического отделения в рамках среднего учебного заведения 50 лет назад было событием огромного значения.

То, что теоретический отдел сформировался именно в училище имени Гнесиных — факт не случайный. С первых же лет существования техникума, открытого сестрами Гнесиными в 1895 году, теоретическому образованию уделялось совершенно особое внимание. Между тем, в других частных музыкальных школах того времени теоретические классы вообще отсутствовали, так как школы ставили перед собой узко ремесленную задачу — научить технике игры на каком-либо инструменте.

Гнесинская школа впервые поставила своей целью — дать своим воспитанника широкое образование музыкальное, приобщить их к музыкальной культуре в высоком смысле этого слова, воспитать профессионалов, по-настоящему образованных и культурных, любящих музыку и глубоко преданных своему делу.

Высокий уровень преподавания теоретических дисциплин всегда был отличительной особенностью Гнесинской школы. Он определялся, прежде всего, высоким профессиональным уровнем преподавателей, ведущих теоретические дисциплины.

Со времени открытия школы сестрами Гнесиными теоретические классы общих курсов вела Евгения Фабиановна Савина-Гнесина, Талантливый музыкант и педагог, окончившая Московскую консерваторию у В.И. Сафронова по классу Фортепиано и у А.С.Аренского по классу Композиции. Это был своего рода подвиг со стороны Евгении Фабиановны, так как она оказалась первой женщиной, окончившей композиторский факультет консерватории.

Вскоре к преподаванию теоретически дисциплин (гармония, анализ музыкальных произведений) были привлечены композиторы Р.М. Глиэр и А.Т. Гречанинов — ученики Ипполитова-Иванова и Римского-Корсакова. Творческая атмосфера учебного заведения способствовала тому, что эти выдающиеся композиторы принимали активное участие в создании педагогического репертуара для школы, хоровых произведений, детских опер.



Фотография Р.М. Глиэра
с дарственной надписью
Евгении Фабиановне Гнесиной

Михаил Фабианович Гнесин

В 1923 году в техникум пришел М.Ф. Гнесин, окончивший Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Н.А. Римского-Корсакова. С этого времени в училище существует творческое отделение, которое возглавил Михаил Фабианович Гнесин.

На теоретическом отделении, отрытом двумя годами позже, преподаватели Р.М. Глиэр, М.В. Иванов-Борецкий, Г.И. Литинский, К.А. Кузнецов, Д.Р. Рогаль-Левицкий. Позднее теоретические предметы вели столь прославленные педагоги, как профессор Московской консерватории И.В. Способин, профессор, заведующий теоретическими кафедрами института имени Гнесиных и Московской консерватории С.С. Скребков, профессор Заслуженный деятель искусств Г.И. Литинский, преподаватель сольфеджио и выдающийся методист в этой области Е.В. Давыдова, получившие широкую известность, и выпустившие огромное количество профессионально обученных специалистов преподаватели гармонии — В.А. Таранущенко, П.Г. Козлов, (он же заведующий ИТК отделом училища, доцент института имени Гнесиных), В.Н. Зелинский (он же заведующий ИТК отделом), З.П. Давыдова и многие другие прекрасные преподаватели.



Группа педагогов теоретического отдела училища. Стоят: Шишаков Ю., Козлов П.Г., Кащеева Г.Л., Клементьева Н.И., Степанов А.А., Давыдова З.П., Шнеерова Т.М., Финкельштейн З.Л., Барановская Р.И. Сидят: Кравец А.Ш., Риттих М.Э., Степанцевич К.К., Вербова Н.А., Ванькович Г.М., Кириллова В.А., Коган И.Я., Крюков В.Н.  1955 год

Особенностью нашего училища является бесспорный авторитет в общесоюзном масштабе, который неизменно обеспечивает учебному заведению высококачественный состав преподавателей, в частности, преподавателей теоретического отдела.



Выпускники института им. Гнесиных: (сидят) Романюк С.Г., Кириллова В.А.,
Зайдель Е.А., Саркисова Р.М. (стоят) Адеркас Т.Л., Дмитриева И.Я,
Черепахина Л.А., Черникова С.И., Кадашевич Е.А.
(3-й ряд) Синяева Л.С., Копелевич Б.Г., Райская А.Б.


Гнесинское училище окончили такие известные композиторы как Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Арно Бабаджанян, Евгений Голучев, Андрей Эшпай, Евгений Месснер, Арго Степанян, Александр Чугаев, Фабий Витачек, Д.Кампанеец, А.Головин и другие.



Е.Ф. Гнесина и Т.Н. Хренников

А.И. Хачатурян

Теоретическое отделение окончили известные музыковеды и преподаватели — С.С. Скребков, А.А. Степанов, Е.В. Давыдова, П.Г. Козлов, О.Л. Бекман, А.В. Серединская, Г.А. Головина, С.Ф. Запорожец, М.А. Сапонов и многие другие.

В учебных заведениях имени Гнесиных существует прекрасная практика — привлекать к работе своих бывших выпускников. Эта традиция обеспечивает преемственность лучших методических достижений творческого отношения к своей профессии, индивидуального подхода к каждому учащемуся, творческих поисков в новых направлениях и методике обучения, стремление бороться со всяческими проявлениями формализма, хорошую товарищескую атмосферу в коллективе и т.д. Сравнивая имена выпускников и преподавателей училища мы видим, как воплощается в жизнь эта хорошая традиция.


Преподаватели училища им. Гнесиных всегда вели большую научную и методическую работу. Ими написаны учебники и учебные пособия, научные музыковедческие работы, рефераты и статьи, программы и методические работы, пособия для заочного отделения, озвученные пособия для нового лингафонного класса. В настоящий момент нет ни одного педагога на нашем отделе, который не внес бы свою лепту в этот огромный труд.

В 1944 году, когда был открыт институт им. Гнесиных, 90% педагогов были приглашены из нашего училища. В настоящее время в училище работают совместители из института и Московской консерватории, помощь которых поистине неоценима.



Экзаменационная комиссия. Ройтенштейн М., Алексеев Б.К., Рагс Ю.Н., Кириллова В.А.


На экзамене. Ройтенштейн М., Кириллова В.А., Рагс Ю.Н., Алексеев Б.К.,
Холопова В.Н., Барановская Р.И., Оболадзе Т.В.

На ИТК отделе и дирижерско-хоровой секции, объединенных единой предметно-цикловой комиссией, сейчас работают следующие преподаватели: зав. ИТК отделом, Заслуженный учитель РСФСР, ст. преподаватель В.А. Кириллова; зав. Общетеоретическим отделом, ст. преподаватель В.П. Середа, Б.Г. Копелевич, Р.М. Саркисова, Н.А. Соловьева, Л.М. Третьякова, Л.С. Синяева, А.С. Соколов, доцент МДОЛГК В.Н. Холопова, В.В. Шишкина, А.И. Головин, Ю.В. Воронцов, Т.Г. Тетрова, Е.А. Николаева.




Заслуженный учитель школы РСФСР, старший преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии теоретического отдела КИРИЛЛОВА В.А.

Группа педагогов ИТК отдела училища (слева на право) стоят: Саркисова Р.М., Николаева Е.А., Третьякова Л.М. сидят: Синяева Л.С. Кириллова В.А., Копелевич Б.Г., Соловьева Н.А.

Заведующий обще-теоретическим отделом, старший преподаватель СЕРЕДА В.П.

На обще-теоретическом отделе работают: Т.Л. Адеркас, кандидат искусствоведения Н.Г. Бать, И.Я. Дмитриева, Е.А. Зайдель, Е.А. Кадашевич, Ю.Н. Кривицкая, Л.М. Круглова. Л.П. Путимова, Т.Г. Петрова, А.Б. Райская, С.Г. Романюк, Л.А. Черепахина, Г.И. Алексанян, Н.В. Бойцова.



Педагог теоретического отдела Соловьева Н.А.

На уроке педагога общетеоретического отдела Райской А.Б.

Педагоги теоретического отдела училища им. Гнесиных ведут большую методическую работу по усовершенствованию курсов теоретических дисциплин и приближению их к музыкально-художественной практике и современности.


Мы оказываем посильную помощь другим училищам Советского Союза, проводя открытые уроки, разрешая свободный доступ на наши занятия в любое время педагогам других учебных заведений, также зарубежных, выезжая в другие города для того, чтобы своими докладами или советами помочь нашим коллегам.

Заведующие отделами через методический кабинет держат связь с педагогическим коллективом музыкальных школ, время от времени выступая перед ним по вопросам методического характера.


Педагоги отдела поддерживают связи с выпускниками училища. Проводят консультации в любой форме (очной или заочной) по вопросам педагогики, специальных знаний и методики.




Ирина Манукян,
композитор, выпускница училища 1968 г. Член союза композиторов СССР.

Андрей Головин, выпускник училища 1971 г. Член Союза композиторов СССР

Ирина Никольская,
выпускница училища 1967 г. Кандидат искусствоведения. Автор книги, статей публикаций (свыше 30 работ).





ОТДЕЛ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

К началу 1961 г. назрел вопрос о необходимости расширить подготовку актерских кадров для театров музыкальной комедии.

Факультет актеров муз. комедии в ГИТИСе , совершенно очевидно, не мог один обеспечить потребность в актерах этого жанра, т.к. к этому времени в стране и в республике рождались новые муз. театры и сама жизнь ставила вопрос о возросшей потребности в образованных, профессионально подготовленных молодых актерах.

Вот в связи с этим строительством и возникла идея о создании отдела актеров муз. комедии в музыкальном училище им.Гнесиных на уровне среднего звена, способного дать театральному производству кадры в более короткий срок, т.е. за 4 года.



Выпускник отдела В. Мишле

1977 г. Танец. Класс педагога Рамоновой Т.Е.

И любопытно, что Е.Ф. Гнесина, ставшая во главе этого классического комбината — школа, училище, институт – человек всю жизнь посвятивший серьезной музыке, с живостью свойственной ей, прогрессивному деятелю и музыканту, откликнулась на предложение о создании отдела в училище, и уже с 1-го сентября 1961 г. начал свою жизнь отдел актеров театра муз. комедии.

Первыми педагогами по актерскому мастерству были: С.Х.Пушанский, А.Э.Сажин, С.Н.Соколов.

Со дня создания отдела работают и поныне балетмейстеры Т.Е. Рамонова, Л.Г. Таубе. Отдел справедливо гордится этими мастерами, которые обеспечивают профессиональный уровень подготовки наших выпускников, о чем свидетельствуют благодарные отзывы руководителей театров, в которых они работают.



Зав. цикловой комиссией сольного пения
отдела музкомедии Лошмакова Т.И.

1975 г. Класс педагога Рамоновой Т.Е.


Вокальную секцию возглавляла А.Л. Тронина, требовательный педагог, опытный руководитель, в числе педагогов сольного пения была С.М. Вермель, в течение многих лет ведущая артистка московского театра оперетты. С первого года существования отдела возглавлявший училище в течение многих лет Ю.К.Чернов уделял много внимания отделу, бережно подбирал педагогические кадры, создавал благоприятную атмосферу для работы. С именем Ю.К. Чернова связан расцвет жизни отдела, его становления.



Тувинский курс, выпуск 1986 г. Педагоги курса: С.М. Гутманович, А.А. Гайнанова.

1973 г. Класс педагога Рамоновой Т.Е.

Дипломные спектакли наших выпускников неоднократно показывались на таких сценах Москвы, как Дом ученых, ДРИ, ВТО, Дом журналиста, Дом литератора, концертный зал института им. Гнесиных, клуб имени Ленина. Большинство выпускников отдела работает на сценах музыкальных театров Москвы, Ленинграда, Свердловска, Одессы, Ростова, Омска и т.д.

Среди наших выпускников такие уже известные имена, как заслуженные артисты С. Варгузова, Мишм, Трунов, С. Барон, Хрулев, Данилина. Артисты Т.Тищенко (в муз.театре Одессы), Т.Арсеньева — в драматическом театре Вильнюса, В. Баграмов — в драматическом театре Ташкента, заслуженный артист А. Клейменов — в Ростовском театре оперетты, Л. Казарновская — в муз. театре им. Станиславского и Немировича-Данченко; В.Богачев — лауреат международного конкурса в Бросселе, солист стажер группы «Габт»; В. Кисель — стажер-режиссер малого театра; В. Таманов, М. Кольцова — артист муз. театра г. Иванова; С. Костринский, О. Зимин, Н.Макарова — артисты театра музкомедии г. Ростова и др.



Выпускница отдела С. Варгузова

Педагог отдела Рамонова Т.Е.

Выпускники IV к. режиссера — Народного артиста УССР М.А. Ошеровского 1983-84 уч.г., преподаватель класса вокального ансамбля Сапожникова И.И. Учащиеся: Скаредова А., Науменко Н., Кольцова М., Антипова Е.

Многие выпускники посвящают себя концертной и эстрадной деятельности; лауреат международного конкурса Е. Головин, лауреат всесоюзного конкурса Ю. Кременко, некоторые питомцы отдела по окончании училища продолжают обучение в высших учсбных заведениях — Гитисе, консерватории, институте им. Гнесиных.

За годы существования отдела выпущено около четырехсот человек, в большинстве своем нашедших место приложения своих сил на сценах театров и в концертных организациях.

В 70-х годах начался творческий подъем и становление отдела музыкальной комедии. Это связано с объединением группы инициативных и талантливых людей, внесших свежую струю, творческую смелость и экспериментальность, утверждение методики преподавания и воспитания учащихся. Это были заведующая отделением А.Н. Кабакчиева, музыкальные руководители отдела А.А. Левина, композитор Гроховский В.М. Режиссеры и педагоги Гизбург А.Д., Кудряшов О.Л., зав.отделом и педагог С.М. Гутманович, балетмейстер Таубе Л.Г. и др.педагоги, усилиями которых были впервые представлены на нашей сцене такие спектакли как «Веселая война» Штрауса, «Бумбараш» Дашкевича, «Медведь» и др.

В настоящее время эстрадно-филармоническим отделением заведует Е.В. Трощинская, умеющая мягко, благожелательно и по-деловому помогать работе отдела.

В течение последних десяти лет профессионально и плодотворно работает в классе вокального ансамбля педагог Сапожникова И.И., в прошлом воспитанница училища и института имени Гнесиных.

Очень большую помощь в создании программы и методики работы в классе ансамбля оказал В.М. Шляхтер — талантливый музыкант и старейший педагог класса ансамбля вокального отдела.

В 1966-67 гг. в педагогическую работу по актерскому мастерству подключились оперный режиссер, народный артист РСФСР Л.Д. Михайлов и М.И. Рапопорт. В это время ведущими педагогами по сольному пению стали В.Г. Панибратцева, долгие годы руководившая вокальной секцией, заслуженная артистка БССР М.И. Ланда, Ткачева Л.И. и др.

В настоящее время вот уже несколько лет руководит вокальной секцией отдела Т.И. Лошмакова, которая успешно сочетает в своей деятельности качества умного организатора, методиста с высокопрофессиональной работой педагога-вокалиста.

В 1969 г. на отдел пришла С.М. Гутманович, педагог по сценической речи и актерскому мастерству, вот уже 15 лет С.М. Гутманович руководит отделом музыкальной комедии, принимая активное участие во всей жизни отдела, умело направляя работу и помогая в преодолении самых различных сложностей. С.М. Гутманович отличает высокая компетентность, доброе и активное участие во всех начинаниях, постоянное присутствие на всех экзаменах по всем специальностям — это создает атмосферу ответственности и общей дисциплины.

Методику преподавания актерского мастерства развил и углубил народный артист Узбек. ССР доцент Гинзбург А.О., поставленный им дипломный спектакль «Веселая война» И.Штрауса имел большой успех у общественности Москвы; воспитанный им курс был приглашен в г. Ташкент, и на его основе был создан театр муз. комедии.

В 1972 г. на отделе стал работать режиссер О.Л. Кудряшов, который 14 лет преподавал актерское мастерство, будучи художественным руководителем курсов. О.Л. Кудряшов — талантливый режиссер и методист преподавания актерского мастерства, он профессионально воспитал и выпустил несколько курсов, осуществил впервые на нашей сцене одноактную комедию по пьесе А.П. Чехова «Медведь» на муз. композитора Седельникова, затем муз. спектакль «Бумбараш» на муз. В. Дашкевича, поставил водевиль Лабиша «Мизантроп» на муз. А.Серпера (ныне муз. руководителя и концертмейстера одного из курсов).

Следует высоко оценить опыт работы профессора Ю. Щербакова в разные годы его работы на отделе. Народный артист БССР Ю.Б. Щербаков осуществил совместно с С.М. Гутманович и балетмейстером Л.Г. Таубэ постановку муз. комедии композитора А.Кремера «Ваш покорный слуга» по пьесе Мольера «Проделки Скапена».

Интересными, высокопрофессиональными были работы педагогов по сценической речи Л.Е. Введенской и В.Н. Миньковской. Отдел осуществил подготовку курса кабардино-балкарцев, выпускники его работают до сего времени на сцене оперного театра и концертных сценах автономной республики. Отдельными группами в составе больших курсов обучались калмыки, монголы.

Отдел выпустил цыганскую студию, полностью включенную в состав московского цыганского театра «Ромэн»; два курса актеров кукольного театра, выпускники которых работают в московских и периферийных театрах кукол.

В 1980 г. на отдел пришел М.А. Ошеровский, народный артист УССР. Яркие искрящиеся радостью и весельем водевили и спектакли рождаются на курсах руководимых М.А. Ошеровским. Высокое мастерство, богатая режиссерская фантазия, понимание специфики театра муз. комедии характеризуют деятельность М.А. Ошеровского на отделе.



Слева педагог В.Г.Панибратцева. Справа — Зав. Отделом С.М.Гутманович

Дипломный спектакль (режиссер курса Ошеровский М.А.) «Веселая война» — 1983-84 г. На спектакле присутствовали представители Министерства культры РСФСР, директор Московского театра оперетты Розов, зав. Отделом С.М.Гутманович, педагог курса Г.Н. Грачева, М.А. Ошеровский — Народный артист УССР, Заслуженный артист РСФСР и др.

В 1986 г. была выпущена тувинская студия, выпускники которой уехали в Кызыл, столицу тувинской автономной республики, в муз. драматический театр

.

Работали с тувинским курсом режиссер и постановщик Е.Г. Мухин (директор училища), педагог — С.М. Гутманович, балетмейстер Л.Г. Таубэ, муз. руководитель Л.В. Урман.

Студия сыграла 3 дипломных спектакля: «Память сердца», «Ааржан» (муз. А. Басилова) и концертную программу.

Учащиеся Тувинской АССР получили в Москве хорошую актерскую и муз. школу. Спектакли были высоко оценены государственной комиссией и общественностью Москвы.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В середине 30-х годов была введена педагогическая практика, не обязательная для всех и в учебном плане не предусмотренная. Соответственно индивидуальным способностям и склонностям учеников, руководители предоставляли им возможность попробовать свои силы на педагогическом поприще, а в случае успеха получали самостоятельную работу даже до окончания техникума. Так начали свою педагогическую деятельность К. Виноградов (музграмота), Е. Давыдова (сольфеджио), П. Козлов (теория, сольфеджио) и многие другие.

Учебному плану педагоги-гнесинцы с самого начала уделяли огромное внимание.

В первые послереволюционные годы в области народного образования и просвещения молодой советской Республики было не мало исканий и экспериментов. Музыкальный отдел Народного комиссариата по просвещению активно приступил к рассмотрению вопросов, связанных с реформой музыкального образования. Евгения и Елена Гнесины были привлечены к этой деятельности. Сестры активно включились в работу; готовили материалы по осуществлению реформ, участвовали в разработке учебных планов, программ, методике преподавания и т.п.



Во время прослушивания дуэта для маленьких скрипачей Е.Ф. Гнесиной

В послевоенные годы педагогический коллектив училища принимает активное участие в предпринятом министерством культуры СССР пересмотре уже имеющихся программ по всем дисциплинам учебного плана. Кроме того, создаются методические пособия, разрабатываются программы по ранее отсутствующим специальностям.

Педагогическая практика была введена в учебный план и стала предметом обязательным.

В секторе педагогической практики около 300 учащихся. Занятия проводятсяв училище и на 21 базе города (школы и Дома культуры).



За работой с детским хором


КОНЦЕРТНАЯ И МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С 1905 года начинаются ежегодные отчетные концерты училища Гнесиных — сначала в зале синодального училища, а затем в малом зале консерватории. Эти концерты привлекали внимание московских музыкантов и любителей музыки. Непременными их гостями были С. Рахманинов, А. Скрябин. О концертах одобрительно отзывались ведущие критики Москвы тех лет. В статье Сабанеева давалась такая характеристика училища: «Музыкальная школа Гнесиных — своего рода маленькая Московская консерватория. Ежегодно устраиваемые вечера наглядно показывают достигнутые результаты и уровень преподавания, и каждый год приходится констатировать, как много это учебное заведение делает в музыкальной жизни Москвы».



Симфонический оркестр училища на юбилейном концерте. Дирижер Талалян Г.С.

Во время Великой Отечественной Войны широко развернулась музыкально-просветительская деятельность. Концерты давались как для воинов Советской Армии (в госпиталях, в прифронтовой полосе, на эвакопункте Киевского вокзала), так и для населения города. Училищные концертные бригады побывали также в городах Орел, Тула, на Калининградском, Ленинградском и Карельском фронтах, на Северном флоте.

Среди участников концертных бригад военного времени были учащаяся М. Александровская. С. Борухова, Г. Мальцева, В. Мирабова, И. Звигунова, концертмейстер В. Шубина и многие другие.

Особый размах концертная деятельность приняла в 1943 году (руководитель — педагог фортепианного отдела В. Гордон-Сибор). Всего за годы войны училищем было дано свыше 1000 концертов.



Концертная бригада училища в действующей армии (май 1942 г.) В центре — М. Юдина

В настоящий период концертная жизнь училища продолжает интенсивно развиваться. Творческие коллективы выступали в Казахстане, на Амуре и Алтае, за рубежом, в Ленинграде и на многих площадках Москвы.

Ежегодно учащиеся дают около 100 концертов. Руководит концертно-шефской работой Галина Викторовна Разоренова.

К 60-м годам училище разрослось и остро нуждалось в помещении. Поэтому, по инициативе Елены Фабиановны Гнесиной было возбуждено ходатайство о строительстве учебного корпуса по улице Воровского.


    
В субботнике, на строительстве учебного корпуса принимал участие весь коллектив училища

Безотлагательного решения требовал вопрос о строительстве общежития для учащихся. Не имея своего здания студенты долгое время размещались в старом, неблагоустроенном общежитии художественных вузов Москвы на Трифоновской улице и частично на собачьей площадке. Комнаты были небольшие, в каждой поселялось 10-12 человек.

В связи с реконструкцией города дом на собачьей площадке подлежал сносу. В 1963 году учащиеся ГМУ и студенты ГМПИ имени Гнесиных переехали в новое здание на проспекте Мира.

В 1974 году было сдано в эксплуатацию здание ДУУЗИ (для учащихся учебных заведений искусств). Общежитие имеет репетитории для занятий, библиотеку, столовую. Здесь созданы все условия для подготовки к занятиям. Своевременно решаются бытовые проблемы.

В 1974 году училище имени Гнесиных переехало в новый учебный корпус.



Во время отделочных работ



ГМУ имени Гнесиных — своеобразный центр методической мысли. У педагогов налажены прочные связи с коллегами, работающими в городах Советского Союза. На базе училища проводятся: стажировка, методические консультации, оказание квалифицированной помощи выпускникам — педагогам ДМШ.

Практическое значение в этой работе имеют созданные в различное время кабинеты: методический, общественных дисциплин, литературы, физики, физвоспитания, иностранных языков, музыкальной литературы, народной музыки, звукозаписи.

По инициативе опытнейшего педагога, заслуженного работника культуры РСФСР, председателя методического совета училища Семена Михайловича Микитянского в 1982 году создан методический кабинет, где ведется учет, производится хранении е методических работ преподавателей, в будущем здесь намечена работа по обобщению педагогического опыта по специальностям.


Кабинет физики создан в училище в 1974 году. За это время собрано большое количество приборов, таблиц и др. наглядных пособий, кабинет предназначен для проведения уроков и лабораторных работ по физике; материалы и пособия, хранящиеся там, оказывают большую помощь в проведении предметной олимпиады и в самоподготовке учащихся. Планируется дальнейшее оснащение кабинета в соответствии с современными требованиями. Заведует кабинетом преподаватель физики Рябова О.Н.


В кабинете народной музыки учащиеся знакомятся с фольклором, обычаями, одеждой русского народа, здесь хранятся материалы экспедиций в места, где сохранена народная музыка со всеми ее особенностями. Ведется работа по расшифровке материалов экспедиций, заведует кабинетом педагог отдела «Руководитель народного хора» В.А. Горячев.



© 2001-2017, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования