Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего профессионального образованияПрограммы послевузовского образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < История колледжа < 10 лет сайту Gnesin.ru

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Осенью 2011 года интернет-проекту www.gnesin.ru исполняется 10 лет!

здесь будет афиша
16 ноября 2001 года в Большом концертном зале Государственного музыкального училища имени Гнесиных состоялась торжественная презентация нового концертного рояля Steinway. Старейший преподаватель училища Людмила Николаевна Алексеева, ученица Е.Ф. Гнесиной, первой открыла этот инструмент. Далее в концерте приняли участие видные пианисты — профессора РАМ имени Гнесиных Владимир Тропп и Игорь Бриль, доцент Московской консерватории Андрей Диев. У этого события было и «второе отделение», необычное для музыкального учебного заведения. В фойе концертного зала были установлены компьютеры, и на них продемонстрирован только что созданный сайт колледжа, доступный в интернете по адресу www.Gnesin.ru. Оба мероприятия были объединены знаковым названием: «Гнесинские проекты XXI века — традиции и новации».



Все фото с презентации…


Училище имени Гнесиных запустило интернет-сайт первым из музыкальных ССУЗов в Москве и одним из первых в России. Несколькими годами позже Училище было переименовано в Колледж, но сохранило в своем «товарном знаке» и в заглавии сайта историческое название — «Музыкальное училище имени Гнесиных». Как и приобретение нового концертного рояля, так и разработка сайта стали возможны благодаря Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 год».

В рамках программы Колледжу также было поручено осуществлять нормативно-правовую и методическую поддержку музыкальных училищ и училищ искусств в российских регионах, и интернет-сайту здесь отводилась одна из ведущих ролей. В связи с этим, первая версия сайта, разработанная в 2001 году, состояла из двух относительно автономных разделов: «Гнесинка» — информация о колледже, и «Инфоцентр» — информация для нужд других профильных учебных заведений. В «Инфоцентре» имелись подразделы «Куда пойти учиться» (списочная адресная база ССУзов культуры и искусства России), «Чему и как учить» (Материалы УМК — от государственных образовательных стандартов до рабочих учебных программ и авторских методик, в версиях для просмотра и распечатки), «Конкурсы и фестивали» (в течение нескольких лет поддерживалась база данных музыкальных конкурсов и фестивалей).


Первый вариант дизайна сайта www.Gnesin.ru

Для работы над проектом в училище была создана рабочая группа. В 2001 году в нее вошли: директор Т.Г. Петрова, заместители директора Н.А. Соловьева, О.Е. Мишина, И.А. Писаревская и Д.М. Лукьянов; заведующая методическим кабинетом Е.В. Кириллова, заведующие учебной частью Н.Г. Крылова и Г.Н. Мокринская. Дизайн первой версии сайта был выполнен В. Малковым (оформляющим также CD-издания и буклеты Колледжа). Программирование сайта и наполнение его информацией были выполнены Ю.Г. Дмитрюковой, администрирующей сайт с момента его создания по настоящее время. С момента запуска в сентябре 2001 года до начала 2010 года, сайт располагался на серверах колледжа (системные администраторы — А.Карапетян и А.Ворожеев), под управлением ОС Windows 2000 Server, затем — ОС Windows 2003 Server.

Коллектив администрации, преподавателей и сотрудников колледжа,
работавший над проектом в 2002 году

Одновременно с запуском интернет-проекта, в училище с начала 2000-х годов был начат целый комплекс информационно-технических преобразований. Благодаря поддержке провайдера
ГНИИ ИТТ «Информика», в училище уже в 2001 году имелся высокоскоростной доступ в Интернет (10 Мбит/с). Персональные компьютеры училища были объединены в локальную сеть, в которой был налажен электронный документооборот на базе сервиса MS Exchange. В этот процесс были сразу включены не только «административные этажи», но и учебная часть, методический кабинет, курсы повышения квалификации. В этой же сети функционировал и компьютер администратора интернет-сайта, поэтому материалы на сайт поступали «минута в минуту» из разных подразделений училища. Интересно отметить, что к администрированию локальной сети не был привлечен ни один внештатный сотрудник! В штате колледжа продолжают работать всего два системных администратора, поддерживающие в рабочем состоянии как собственно сеть, так и отдельные компьютерные рабочие места. И это несмотря на то, количество компьютеров возросло за десять лет примерно в шесть раз (с 15 до 90) и структура сети значительно усложнилась.

Фонотека колледжа, современный видЕще одним разделом преобразований стала модернизация библиотеки и фонотеки колледжа, а также студии аудио-видеозаписи. Этот процесс шел «вторым этапом», вслед за локальной сетью и сайтом, и завершился примерно к 2004 году. Библиотека, помимо переезда в более просторное и оборудованное новыми стеллажами помещение, получила электронный каталог, доступный по локальной сети. Изменения в фонотеке можно было бы назвать «перерождением». Благодаря оцифровке фондов и созданию описательной базы музыкальных записей, из помещения фонотеки исчезли громоздкие и неудобные в учебном процессе катушечные магнитофоны STM, а катушки были отправлены на хранение. Вместо магнитофонов были установлены два компьютера, которые обеспечивали четыре независимых потока музыкальной трансляции в классы. Компьютерный читальный зал  ГМК имени ГнесиныхТеперь уже не было необходимости долго перематывать пленку и готовить целую стопку катушек, если требовалось прослушать несколько произведений. Оператор за считанные секунды мог подготовить любой набор записей и даже их небольших фрагментов (например, для проверки знания музыкальных тем крупных произведений на уроках музыкальной литературы). Но модернизацией вещания в классы дело не ограничилось. В помещении библиотеки был открыт «компьютерный читальный зал» (и это уже семь лет назад!), где вся фонотека колледжа — почти миллион минут звучания — стала доступна для прослушивания любому студенту или преподавателю. Каталог фонотеки, в свою очередь, был размещен в текстовом виде на интернет-сайте. Закон о защите авторских прав разрешает безвозмездное использование музыкальных записей только в учебных целях и только для ознакомления: копирование музыкальных треков в читальном зале не только запрещено, но и невозможно технически — этот момент при его создании тоже был учтен.


Факультатив по музыкальной звукорежиссуре проводит П.К. Кондрашин (1945-2010)Студия аудио-видеозаписи в начале 2000-х годов была также переоснащена. Было обновлено звуковое оборудование концертных залов. Одной из задач студии (в течение нескольких лет ее возглавлял выдающийся отечественный звукорежиссер П.К. Кондрашин) была подготовка аудио-видеозаписей с концертов колледжа для размещения на интернет-сайте. Лучшие записи ежегодно — с того же 2001 года! — выпускаются на CD «Музыкальные вечера в Гнесинке».

В первые годы работы интернет-проекта высказывались самые неожиданные идеи его будущего использования. Одной из самых обсуждаемых в то время была тема «дистанционного обучения». Применимо ли оно в процессе обучения творческим специальностям? Высказывались идеи проведения онлайновых мастер-классов, открытых уроков и телеконференций. Прошли годы, и стал очевидным тот факт, что процесс живого, реального общения педагога и ученика имеет наибольшую ценность в любую эпоху. А вот в качестве информационной и коммуникативной среды интернет действительно может принести немало пользы и в сфере художественного образования. И не только благодаря массовой доступности материалов (что, конечно, очень важно при гигантских расстояниях в России), но и благодаря специфическим свойствам гипертекста и мультимедийным возможностям веб-страниц. В колледже начали с простого: выложили на сайт аудиозапись мастер-класса выдающегося трубача, Народного артиста СССР Тимофея Докшицера, сопроводив ее фоторепортажем. Вскоре появился и фрагмент видеозаписи (отметим, что в 2001-2002 годах доступных видеохостингов — таких как
Youtube — еще не существовало в принципе!). Затем последовала аудиозапись мастер-класса пианиста А.Скавронского. После чего была выпущена целая серия видеофильмов — записей мастер-классов, проведенных в училище имени Гнесиных профессорами Московской консерватории. На сайте было размещено их описание (напоминаем, речь о 2001-2002 годах, когда интернет-пользователи еще платили за трафик и только начинали отказываться от телефонных модемов!), а сами записи разошлись по другим училищам на видеокассетах, на безвозмездной основе. Вслед за вполне традиционными видеофильмами, началась разработка материалов, которые уже можно отнести к мультимедийным пособиям, материалу для дистанционного обучения. Теоретический отдел разработал  «мультимедийный вариант» нескольких изданий колледжа: сборников «Гармонический анализ в курсе сольфеджио» Заслуженного учителя РФ В.А. Кирилловой. Два тома издания были дополнены аудиозаписями, а их содержание было организовано на интернет-сайте в виде иерархического гипертекста. Это позволило непосредственно с сайта прослушивать аудиозаписи музыкальных примеров, а затем просматривать их нотный текст для самопроверки. Рядом с примерами были размещены задания и комментарии автора.

Начиная с 2003 года, началась разработка уникальных в своем роде Фонохрестоматий по Музыкальной литературе на CD-дисках. Эти мультимедийные пособия выполнены в виде «аудио-органайзеров». На каждом диске содержатся заранее составленные «
mp3-альбомы» музыки композиторов определенной эпохи (описания записей и составление альбомов — преподаватель музыкальной литературы, заведующая фонотекой колледжа Т.Р. Оганова). К альбомам прилагается подробная информация о композиторе (авторы текстов — преподаватели И.А. Писаревская и Е.В. Кириллова) В качестве программной основы был использован OrganizerMP3 израильского программиста С. Неймера, разработка индивидуального интерфейса каждого альбома и наполнение его материалом выполнены Ю.Г. Дмитрюковой. Помимо последовательного прослушивания, Фонохрестоматии предоставляют возможность составления любых производных плейлистов. В окончательном виде, данная работа содержала 14 компакт-дисков: 10 выпусков Фонохрестоматии по Музыкальной литературе (зарубежная и русская музыка), 1 выпуск по дисциплине «Хоровая литература», и 3 диска проверочных аудиотестов. По уже упомянутым причинам, аудиоматериалы фонохрестоматий доступны только в самом колледже: на компьютерах читального зала. На интернет-сайте можно ознакомиться с их описанием.

Еще два мультимедийных пособияо творчестве К.В. Глюка и В.А.  Моцарта — были выполнены по заказу колледжа преподавателем музыкальной литературы, Заслуженным работником культуры З.В. Гуменюк. Это полностью авторские разработки, техническую реализацию которых осуществили Ю.Г. Дмитрюкова и А.Б. Лошаков. Они также доступны в компьютерном читальном зале.

В 2010 году Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных торжественно отметил свое 115-летие. За несколько часов до начала юбилейного концерта в Большом зале Московской консерватории, в сети Интернет появилась новая версия сайта www.Gnesin.ru, со значительно переработанной структурой (над ней работали Н.Г. Крылова и Ю.Г. Дмитрюкова) и в новом оформлении (дизайн Н. Мотиной). Два главных раздела сайта теперь озаглавлены по-другому: «Гнесинка» и «Медиатека». В первом собрана информация о колледже: Общие сведения, История, Отделы, Абитуриенту, Творческие коллективы, Творческие проекты, а также объявления для студентов, учащихся дополнительных образовательных программ и слушателей Курсов повышения квалификации.  В «Отделах» во много раз увеличилось количество персональных страниц преподавателей. Страницы тех, кто не представил информацию лично, содержат основные сведения: уровень образования, квалификационная категория, наличие званий и лауреатств. О событиях, связанных с деятельностью того или иного отдела или творческого коллектива, теперь можно узнать непосредственно на их страницах, а не только в общих новостях. Значительно увеличен объем информаций в подразделе «Творческие проекты»: здесь и архив четырех прошедших Конкурсов имени Гнесиных, и Фоторепортаж о постановке оперы С.С. Прокофьева &#171;Любовь к трем апельсинам&#187;подробная информация об участии студентов и преподавателей в региональных и международных проектах, и мастер-классы...

Второй раздел — «Медиатека» — отвечает своему названию: это архив учебно-творческих материалов и документов в различных форматах: от нормативных актов колледжа до учебных программ и авторских разработок, фотогалерей, аудио- и видеороликов.  По сравнению с прежней версией сайта, количество нормативных документов было сокращено (в связи с их доступностью  на других ресурсах). При этом, значительно увеличен объем разделов «Фотоархив», «Фонотека» и «Видеотека». Теперь здесь доступны аудио- и видеоматериалы с десятков концертов колледжа и с CD-DVD «Музыкальные вечера в Гнесинке». Для удобства воспроизведения аудиозаписей, используется встроенный в веб-страницу flash-плеер. А число фотогалерей к маю 2011 года превысило 100.

Видеотека сайта Gnesin.ruМультимедийные учебные пособия, материалы дистанционного обучения являются теперь составной частью подраздела Медиатеки «Методические материалы». В ближайшее время там появится еще одно эксклюзивное гнесинское издание — «Диктанты по сольфеджио» В.А. Кирилловой, где каждый нотный пример будет снабжен аудиовариантом (издание уже доступно в компьютерном читальном зале колледжа).

Материалы о выпускниках колледжа вынесены на обновленном сайте в отдельный раздел. На данный момент в нем размещено около 250 персональных страниц выпускников. Своей очереди ожидает еще несколько десятков присланных выпускниками анкет. Участие в работе раздела открыто для всех выпускников колледжа, находящихся в любой точке мира и имеющих доступ к интернету.

Помимо обновленной структуры, сайт к началу 2010 года был полностью перепрограммирован. Это, прежде всего, было обусловлено его растущими объемами и сложностью организации. Уже в 2005 году общий объем сайта приближался к 2 Гб.  С учетом всех служебных элементов, сайт содержал более 6,5 тысяч файлов, из них около 1500 являлись отдельными веб-страницами, 3800 — изображениями, свыше 250 — документами для распечатки, свыше 500 — звуковыми фрагментами. Управлять таким объемом информации становилось все сложнее. Ресурс настолько разросся, что для его администрирования была необходима современная «система управления контентом». Она и была разработана в 2009 году музыкальным теоретиком и программистом М. Иглицким (ныне студентом Московской консерватории). Причем написана она специально для колледжа, как говорится — «с нуля», и не является переработкой существующих «движков». В ней были учтены многочисленные пожелания, связанные со спецификой сайта. В систему вошли: визуальный редактор страниц; редактор новостей, с возможностью их «привязки» одновременно к нескольким разделам сайта; редактор афиш концертных залов, с аналогичной возможностью «привязки» отдельных афиш к страницам и их сочетаниям (например, вывод объявления о концерте на главную страницу, в новости отдела и в новости коллектива-исполнителя); автоматизация создания фотогалерей; редактор «последних обновлений».  

В связи с использованием в коде «движка» новейших возможностей языка программирования
PHP5, XSL-шаблонов, а также базы данных MySQL (не входящей в состав операционных систем от Microsoft), возникла необходимость перенесения сайта под управление иной операционной системы. В 2010 году сайт был перенесен на сервер провайдера «Информика» под управлением ОС Unix. При этом, сервер электронной почты домена Gnesin.ru и все «локальные» сервисы по-прежнему располагаются на собственных серверах колледжа.

К 2010-2011 годам значительно возросла посещаемость сайта. В период приемной кампании она достигала наибольших, «пиковых» значений: до трех тысяч уникальных посещений в день. Для привлечения большей аудитории, с 2010 года также ведется работа по интеграции сайта с социальными сетями, службами блогов, интернет-архивами. Был открыт собственный канал GnesinCollege
на видеохостинге Youtube. Размещенные на нем видеозаписи одновременно доступны по поиску на Youtube и импортируются на сайт колледжа. Это обеспечивает значительный прирост просмотров, в том числе по подписке. Весной 2011 года была открыта группа «Приемная комиссия ГМК имени Гнесиных» в социальной сети ВКонтакте (автор и ведущий — ответственный секретарь Приемной комиссии А.Ю. Варенцов), которая на начало ноября 2011 года насчитывала более  800 участников. Общение через эту группу, ответы на вопросы абитуриентов значительно оживили «процесс обратной связи», который ранее имел место только на страницах гостевой книги колледжа и на форуме. В это же время был создан аккаунт GnesinCollege на сервисе микроблогов Twitter: там в лаконичной форме размещаются новости колледжа, со ссылками на подробности на официальном сайте. В колледже апробируются и другие современные способы распространения информации: например, SMS-информирование абитуриентов (с их персонального согласия).


Интеграция с социальными сетями может значительно активизировать и «жизнь» на самом официальном сайте. В планах по развитию интернет-проекта  — возможность комментирования материалов на отдельных страницах с использованием аккаунтов в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook и др.), а также цитирование той или иной страницы сайта в личном аккаунте пользователя в социальной сети или блоге. Было бы полезным увеличение количества специализированных групп и страниц колледжа в социальных сетях, в том числе доступных на иностранных языках (Facebook, Livejournal, Myspace). Огромную помощь в налаживании связей с выпускниками может оказать интеграция раздела «Выпускники» с социальными сетями и блогосферой. Это может позволить в недалеком будущем создать более объемную базу информации о выпускниках училища-колледжа разных лет. Планируется также увеличивать объем мультимедийных материалов на сайте (аудио- и видеозаписи концертов, открытых уроков, мастер-классов) и создание возможности их цитирования на других ресурсах. Более активной будет в дальнейшем и работа через сайт со средствами массовой информации, в том числе электронными. Планируется вернуться и к активной разработке мультимедийных учебных пособий и материалов для дистанционного обучения. Наконец, скоро будет выпущена и обновленная англоязычная версия сайта.

Подводя итоги десятилетия, можно отметить, что интернет-проект Колледжа имени Гнесиных стал еще одним примером воплощения традиций «гнесинской школы» образования: ее открытости, демократизма, непрерывного движения (а иногда и рискованного «забегания») вперед, с одновременным бережным хранением традиций бесценного педагогического опыта.


...А тем временем, 10-летие открытия сайта Gnesin.ru студенты колледжа отметили капустником!
Посвящение в студенты, Большой зал ГМК имени Гнесиных, 14 октября 2011 года

  Смотреть все фотографии с Посвящения в студенты – 2011…




© 2001-2014, Колледж имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования